ЗНАНИЕ ПРАВА - СИЛА, НЕЗНАНИЕ - КАТАСТРОФА!

 
             Лекция В.А. Гнездиловав Учебном Центре РАППА 15.02.2012г.
 
В.А. Гнездилов, Президент РАППА, Председатель комитета ИСО ТК 254 «Безопасность аттракционов», Заслуженный конструктор РФ, кандидат технических наук
 
От редакции:
Для большинства людей аттракционы и парковый досуг – это та сфера, которая дарит праздник, радость и море положительных эмоций. Для специалистов же, которые в ней работают, это непростая предпринимательская деятельность, требующая серьезной профессиональной подготовки.
В современных условиях руководителю предприятия для сохранения своего бизнеса невозможно обойтись без минимального набора юридических знаний и поддержки квалифицированных специалистов. Одни для решения этих вопросов идут учиться, другие начинают заниматься самообразованием, третьи обращаются за помощью к юристам и адвокатам. В любом случае, очевидным остается тот факт, что без знания правовых, технических и юридических аспектов деятельности современного парка или развлекательного центра очень сложно построить эффективную работу компании.
В этом номере мы публикуем лекцию В.А. Гнездилова,прочитанную для специалистов российских парков и развлекательных центров, проходивших обучение в Учебном центре РАППА по программе«Техническое регулирование. Безопасность и эффективность эксплуатации аттракционов и устройств для развлечений», в которой рассказывается о различных юридических и других вопросах организации и ведения аттракционно-паркового бизнеса в России. 
Надеемся, что вы максимально используете изложенный лекционный материал. Успехов вам!
 
В.А.Гнездилов:
Мы живем в конституционном правовом государстве, экономической основой которого является предпринимательская деятельность. Эта деятельность может ограничиваться государством на основе федерального законодательства только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.
Для эксплуатации аттракционов в России не требуется ни чьего специального разрешения, кроме регистрации в налоговой инспекции. Однако, при извлечении доходов с использованием устройств повышенной опасности, к которым можно отнести и аттракционы, государство, в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским Кодексом РФ, вводит регламентацию такой деятельности.
 
ФЗ «О техническом регулировании»
Основным Законом для регулирования отношений, связанных с применением требований к продукции в нашей стране, является ФЗ N184 «О техническом регулировании». На основе этого Закона выстраиваются профилактические меры для предупреждения причинения вреда здоровью и жизни граждан при пользовании аттракционами.
В соответствии с этим Законом регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации. Также регулируются взаимоотношения между предприятиями и хозяйствующими субъектами при применении требований для добровольного выполнения (требования стандартов).
Закон предусматривает целую систему нормативно-правовых документов – технических регламентов, стандартов и правил организаций, объединений и т.п., необходимых для повышения безопасности в минимально необходимых объемах, не нарушающих экономическую свободу предпринимателей.
ФЗ «О техническом регулировании» предполагает два уровня подтверждения безопасности продукции – обязательное подтверждение соответствия в виде обязательной сертификации или декларирования, и добровольное подтверждение – в виде оценки соответствия (оценки технического состояния, работоспособности и т.п.).
Известный в индустрии развлечений термин «техническое освидетельствование» находится вне рамок ФЗ «О техническом регулировании».
Некоторые предприниматели полагают, что закон «О саморегулируемых организациях» и закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» имеют отношение к техническому регулированию - это ошибка. Согласно статьи 7 Конституции РФ обеспечение безопасности – это функция государства, а не общественных объединений, которая реализуется через Конституцию РФ, Федеральные Законы, деятельность государственного надзора. Лицензирование выступает как ограничительная функция вне сферы производства товаров и услуг. Аттракционы не попадают в область действия закона «О лицензировании».
Подтверждение соответствия аттракционов требованиям безопасности на сегодняшний день обеспечивается применением национальных стандартов, утвержденных как приложение к техническому регламенту.
Для той продукции, на которую в Российской Федерации введены и действуют технические регламенты, государство вводит государственный надзор, который Правительство РФ поручает соответствующему органу.Инспекторы Госнадзора действуют в соответствии с ФЗ «О надзоре в РФ».
 
Надзор за аттракционами в России и за рубежом.
Техническое регулирование пока охватывает не все потенциально опасные области,  поэтому, например, на аттракционы для парков и детских площадок техрегламент не принят, и отсутствует надзор со стороны государства. До введения техрегламентов в действие, надзор в области аттракционов возложен Постановлением Правительства РФ на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).После введения в действие технического регламента «О безопасности аттракционов» эта функция будет поручена соответствующей инспекции.
При отсутствии техрегламента «О безопасности аттракционов», в России сегодня формально отдельные инспекции (пожнадзор, санэпидемнадзор, стройнадзор) присваивают себе функции надзора за отдельными частями аттракционов. С этим бороться очень сложно, и, в случае разбирательств в суде, необходимо апеллировать к Постановлению Правительства РФ о наделении этой функцией Росстандарта.
На сегодняшний день в ряде субъектов Российской Федерации органы надзора за аттракционами создаются на основании статьи 72 Конституции РФ и ФЗ N 184 «О порядке формирования местных органов власти».
Субъекты Российской Федерации имеют право издавать свои законы и постановления, однако эти акты не могут противоречить федеральному законодательству и запрещать предпринимательскую деятельность, как в целом, так и в частности.
В Европе и Америке за аттракционами следят гораздо больше инспекций, чем в России. Например, передвижные аттракционы контролирует инспекция по безопасности потребительских товаров, любые другие аттракционы – инспекция общественной безопасности, эксперты по сертификации, а в случае подозрения о некачественном обслуживании аттракционов – полиция и т.д. Вразличных штатах безопасность аттракционовконтролируют до 10-15 инспекций.
Механизированные аттракционы являются одним из самых безопасных видов продукции в мире, они в тысячи раз безопаснее автомашин, и в среднем на них происходят несколько несчастных случаев со смертельным исходом в год, однако травматизм с тяжелыми последствиями составляет уже несколько сотен случаев в год по стране. Эту статистику можно значительно уменьшить за счет необходимых профилактических мер.
Гораздо больший «урожай» несчастных случаев приносят аттракционы на детских площадках. Главные причины: отсутствие амортизирующих подкладок у оснований, из-за чего дети получают ушибы и переломы; неогороженность площадок приводит к попаданию детей под автомобили, велосипеды и т.п.
Принятие законодательных нормативно-правовых актов в сфере использования аттракционов поднимут уровень их безопасности, повысят защиту пользователей, обеспечат защиту производителям и эксплуатантам.
 
Технический регламент «Безопасность аттракционов».
Проект технического регламента «Безопасность аттракционов» был разработан инициативной группой под моим руководством с учетом Правил Таможенного Союза Россия-Белоруссия-Казахстан. Ранее проект Федерального Закона дважды был одобрен экспертной комиссией Минпромторга  РФ и получил положительные отзывы Правительства РФ.
В феврале 2011 года проект техрегламента был внесен в Департамент технического регулирования Минпромторга РФ, прошел две экспертные юридические комиссии, в декабре 2011 года был включен в список первоочередных регламентов Таможенного Союза, и летом 2012 года ожидается стадия его публичного обсуждения. Любое заинтересованное лицо может подать предложения и замечания к проекту техрегламента в Департамент техрегулирования Минпромторга РФ.
Особенностью регламента является идентификация аттракционов не по названиям, а по уровням биомеханических воздействий. Идентификация области регулирования является важной юридической категорией, поскольку это предполагает единство надзора для любой потенциально опасной продукции.
Аттракцион отличается от транспортных средств, во-первых, преднамеренным созданием,с целью развлечения пассажиров, повышенных биомеханических воздействий, а, во-вторых, перемещением в ограниченном пространстве в общественных местах.
Для идентификации уровня биомеханических воздействий в техрегламенте имеется таблица, согласно которой в категорию поднадзорных попадают аттракционы, на которых пассажиры могут: 1) упасть с высоты более 0,45 м; 2) достичь скорости более 3 м/с; 3) достичь ускорения более 5 м/с2; 4) достичь наклона «вниз головой». К этой же категории относятся механизированные аттракционы с электрическим питанием более 36 вольт.
Указанные критерии позволяют идентифицировать аттракцион и применить к нему требования настоящего или иных технических регламентов, национальных стандартов и других действующих нормативно-правовых актов и установить четкие границы ответственности для субъектов гражданского права.
 
Роль аккредитованных экспертов, значение проверок и заключений.
При вводе аттракциона в эксплуатацию, в настоящее время не требуется даже его поверхностная техническая проверка. Однако существует гражданская, административная и уголовная ответственность за причинение вреда аттракционом, а это значит, что владельцу лучше обеспечить и подтвердить безопасность своих аттракционов.
При установке новых аттракционов целесообразно их сертифицировать на соответствие стандартам ГОСТ Р 53130-2008 или ЕН 13814, или, хотя бы, иметь на них декларации о соответствии указанным стандартам.
При ежегодном допуске аттракциона в эксплуатацию владелец должен проводить его полную проверку и подтверждать работоспособность. Подобную проверку может провести любой инженер, но наиболее целесообразно для выполнения этой работы обращаться к экспертам, аккредитованным в данной области.
Аккредитация – это процедура регистрации эксперта государственным органом после проверки его компетентности, опыта и возможности выполнять экспертные обязанности. Экспертом может выступатькак специалист, так и юридическое лицо. При злоупотреблении своими полномочиями, либо некомпетентности эксперта, государство имеет право лишить его аккредитации.
Иногда,когда это касается парковых транспортных средств, местные власти заставляют директоров парков получать заключение на аттракцион у строительной инспекции или в инспекции по безопасности дорожного движения. Подобные требования спорны, но если они минимальны, с ними возможно согласиться. На механизированный аттракцион важнее получить заключение о техническом состоянии у аккредитованного эксперта.
Когда у аттракционов истекает срок службы или ресурс, целесообразно обращаться за их продлением к проектировщику или изготовителю, поскольку они знают расчетный ресурс и наилучшим образом могут оценить остаточный ресурс. Однако, если проектировщик или изготовитель отказывается от этой работы, для получения оценки технического состояния и продления ресурса аттракциона целесообразно привлечь аккредитованного эксперта, проведя полную проверку и испытания аттракциона.
 
Юридические и технические требования к паркам и площадкам.
Для установки аттракциона в настоящее время не требуется специального разрешения, но необходимо законное владение площадкой или помещением, безопасность которых обязан обеспечить владелец аттракционов.
Безопасность парка или площадки аттракционовна 90% связана с пожарной безопасностью, правильными ограждениями, обеспечением путей эвакуации, обмягчением частей, о которые пассажиры могут травмироваться. Для обеспечения безопасности детских аттракционов высотой от 0,45 мособую роль имеет амортизирующее обмягчение в зонах возможного падения детей.
Площадка, на которой устанавливаются аттракционы, не должна иметь угрозы оползней, высотных высоковольтных линий электропередач, промоин, неогороженных обрывов, ям и проездных дорог для транспорта.
Размещение аттракционов в парке должно обеспечивать возможность эвакуации посетителей и оказание им первой медицинской помощи. Расстояние между механизированными аттракционами должно позволять въезду подъемников или эвакуаторов. Различные вспомогательные устройства, как киоски, навесы, рекламные щиты, декорации и т.п., должны быть установлены таким образом, чтобы они, вследствие каких-либо воздействий (проезжающей техники, транспорта, порывов ветра и т.п.), не могли попасть в контуры безопасности перемещения пассажиров аттракционов.
В парке должно быть оборудовано место и иметься обученный персонал для оказания доврачебной помощи,налажена экстренная связь с медицинским учреждением.
На некоторых высотных аттракционах, в случае аварийной остановки, пассажиры могут быть заблокированы на неопределенное время, причем часто в сложном, неудобном положении. Персонал парка должен быть обучен методам быстрого ремонта аттракциона и эвакуации посетителей при таких ситуациях. Также важно уведомить МЧС о технологии безопасной эвакуации с подобных аттракционов, описанной в инструкции по эксплуатации, поскольку известны случаи, когда спасатели начинают эвакуировать пассажиров опасным способом.
 
Собственник аттракциона и персонал.
Собственник может допустить в эксплуатацию только работоспособный аттракцион, для которого он обязан подобрать ответственный, профессионально обученный персонал.
Руководитель отвечает и за законное оформление трудовых отношений в случае найма, либо гражданских отношений при заключении договора подряда. К трудовому договору должны быть оформлены должностные инструкции, инструкции по обслуживанию аттракциона, разработанные на основе эксплуатационной документации, а также инструкции по технике безопасности.
Руководство парка или развлекательного центра должно контролировать выполнение персоналоминструкций,путем ведения журналов контроля эксплуатации и технического обслуживания аттракционов.
Перед ежедневным пуском аттракциона в эксплуатацию механики должны сдавать администратору исправный аттракцион, с соответствующей отметкой в журнале. Техническое обслуживание аттракционы могут проходить в межсезонье, а также вовнерабочее время.
Сотрудников парка необходимо поощрять или наказывать в соответствии с определенными критериями. Для повышения качества работ также целесообразно сертифицировать персонал с помощью специализированных аккредитованных организаций. Не менее важно проводить учения и тренинги по предотвращению чрезвычайных ситуаций: пожара, аварийной остановки аттракциона с пассажирами и их последующей эвакуацией, оказанию доврачебной помощи и т.п. Эти меры позволят предупредить и существенно снизить последствия инцидентов.
В случае поломки аттракциона, приведшей к значительному вреду здоровью посетителей, проводится проверка с участием представителей государственных органов по выявлению причин и виновных в происшествии - проектировщика, изготовителя или эксплуатанта. Виновные наказываются в административном или уголовном порядке в зависимости от тяжести и объективных/субъективных обстоятельств.
Важно помнить, что проектировщик, изготовитель и эксплуатант аттракционов должны быть определенысоответствующим договором. Каждый из них несет ответственность в соответствии с договором и Законодательством.
 
Публика, травмы, видеофиксация.
В рыночной экономике существует добросовестная и недобросовестная конкуренция, поэтому надо учитывать, что среди посетителей ваших аттракционов  могут быть и представители конкурентов.
Существует возможность представить травмы, полученные вне вашего аттракциона, как связанные с ним. Травма, приведшая к утрате трудоспособности, может стать для прокуратуры основанием к запрету эксплуатации аттракциона, поэтому необходимо четко отделить травмы, полученные у вас в парке от иных травм.
Для этого в правилах посещения парка должно быть указано, что в случае травмы посетитель должен немедленно обратиться к администратору и зафиксировать инцидент, и, при желании, оставить претензию. Вызов скорой помощи, если это необходимо, должен осуществить администратор или оператор.
Известны случаи, когда некоторые люди устраиваютюридически грамотные провокации и затем пытаются «зарабатывать» деньги с помощью обществ защиты прав потребителей или адвокатов. Для предотвращения таких ситуаций целесообразно записывать на видеокамеры процесс посадки-высадки на аттракцион и саму поездку - это позволит доказать или опровергнуть получение травмы на вашем аттракционе.
Наличие правил и видеофиксации позволяют избавить владельца от необоснованных претензий и последующих запретов на эксплуатацию аттракционов.
 
Юридический аудит бизнеса, перспективы судебной защиты.
Рыночная экономика вовсе не гарантирует защиту собственности (аттракциона, парка аттракционов) и занимаемой должности, поэтому комплексную защищенность вашего бизнеса обязательно должен проверить доверенный квалифицированный юрист. Необходимо, в обязательном порядке, обеспечить юридическое сопровождение всех заключаемых договоров и общение с представителями госорганов (налоговой инспекции, прокуратуры, Роспотребнадзора и других инспекций), которые иногда могут действовать по заказу конкурентов. Законность их претензий должен исследовать юрист.
При проверках лучше не допускать выписывания актов, взысканий и т.п., чем ниже уровень, на котором нейтрализуются претензии, тем больше шансов защитить ваш бизнес или должность. Когда уровень претензии поднимается выше, вплоть до суда, то, соответственно, возрастают и риски. К сожалению, влияние органов власти на суд гораздо больше, чем у субъекта гражданского права. К тому же, защита в суде стоит многократно дороже, чем выполнение требований госорганов.
Отдельная тема – получение кредита у банка для приобретения новых аттракционов.
Уловки многих банков, особенно мелких, заключаются в том, что помимо большого залога они берут поручительство от ваших партнеров. Если по какой-то причине ваши доходы упадут, но при этом будут достаточными для погашения кредита в установленный срок, недобросовестный банк воспользуетсяухудшением экономических показателей и потребует возврата кредита досрочно, причем начнет с ареста счетов поручителей. Поэтому кредитными договорами, залогами, поручительством должен заниматься квалифицированный юрист, которому вы доверяете, поскольку от него зависит, потеряете вы свой бизнес или нет.
Что касается судов, то при спорах крупных хозяйствующих субъектов судебное решение может быть вынесено с учетом «близости» адвокатов к судьям. Поэтому крупные сделки, связанные с землей или значительными активами, должны быть защищены с учетом возможной коррупционной составляющей в судах.
Важно помнить, что если предприятие имеет активы в виде земли, помещений или аттракционов, то оно может стать добычей конкурентов.
Очень эффективной формой защиты бизнеса является его диверсификация. Например, договор аренды земли или свидетельство о собственности могут быть оформлены на фирму, которая не ведет хозяйственной деятельности. Она сдает землю или площадку родственной фирме, которая использует ее для установкисвоих аттракционов. Для обслуживания аттракциона назначается еще одна фирма, нанимающая персонал.
Проще всего предъявить претензию к персоналу и остановить деятельность предприятия, управляющего им, зато это не скажется на владении аттракционом или площадкой. Поэтому, чем шире холдинг, тем легче его защитить.
Для снижения налоговых издержек важно знать законные способы, как этого можно достичь. Отсутствие налоговых претензий – важная составная часть успешного бизнеса. 
Продажа билетов на аттракционы не облагается НДС, но любые последующие перечисления средств могут содержать НДС, поэтому нужно учитывать, что малые предприятия имеют льготы в этом отношении.
Если выплачивать большую заработную плату топ-менеджменту, то придется платить и высокие налоги (НДФЛ, ЕСН и др.). Однако, если платить директорам и другим руководителям за услуги, оказываемые ими как индивидуальными предпринимателями, налог составляет 6% на доходы до 60 миллионов рублей или 13% минус затраты.
 
Заключение.
Согласно Конституции, Российская Федерация – правовое государство, поэтому незнание вами хотя бы основ права  приводит к непрерывному совершению ошибок и, в конечном итоге, к потере собственности или экономической свободы.
Только гражданин, владеющий представлениями о своих конституционных и гражданских правах, а также основных обязанностях, может успешно реализовывать себя в экономическом и иных качествах. Юридическая безграмотность делает любого человека, а особенно предпринимателя или руководителя, совершенно беззащитным перед хищниками, которых в избытке плодит рыночная экономика.
В системе права Техническое регулирование - важная составная часть вашей безопасности, позволяющая не нарушать права пользователя аттракционов, и защищать интересы предпринимателей. Знание права – сила, незнание – катастрофа!
Желаю вам юридической грамотности, энергии и удачи в вашем благородном деле –созидании радости и праздников для людей!
 
 
Источник: журнал «Аттракционы и развлечения», N12, март 2012
.